» » В первом полугодии 2016 года Росреестр оказал более половины услуг в электронном виде

В первом полугодии 2016 года Росреестр оказал более половины услуг в электронном виде
В первом полугодии 2016 года Росреестр оказал более половины услуг в электронном виде
Речь идет о регистрации прав на недвижимость, постановке на кадастровый учет и получении соответствующих выписок.

Алина Михайлова

В первом полугодии 2016 года Росреестр оказал более половины услуг в электронном виде
"За первое полугодие 2016 года в Москве было оформлено 2136 заявок на регистрацию прав на недвижимость в электронном виде, что в пять раз превышает количество заявок за весь период электронной регистрации в 2015 году. А всего с 1 июня 2015 года и до сегодняшнего дня мы получили 136 914 заявлений на госрегистрацию через Интернет, и, исходя из темпов прироста, к концу 2016 года ожидаем порядка 820 тыс. таких заявлений", – рассказал вчера заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов на пресс-конференции, организованной Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия". Напомним, подача документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде началась 1 июня 2015 года. По словам чиновника, сейчас в этот процесс включились уже все регионы нашей страны.

Сервис "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество" позволил упростить получение целого ряда услуг, оказываемых Росреестром. Теперь в электронном виде можно осуществить постановку на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН). Увеличение доли услуг в электронном виде предусмотрено Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (2013-2018 годы)".

Нововведение привело к резкому росту популярности данных услуг. "Получение выписок из ЕГРП за последнее время увеличилось на 87%, получение выписок из ГКН – на 12%. А всего по итогам первого полугодия 2016 года Росреестр оказал более 64% услуг в электронном виде", – подсчитал Максим Смирнов. "Цифры, которые мы имеем сегодня, "говорят", что граждане начали доверять электронным сервисам Росреестра", – заявил руководитель Росреестра1 Игорь Васильев.

Узнайте про порядок регистрации права собственности на участок из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Возможность подачи документов на государственную регистрацию недвижимости в электронном виде оценили и застройщики. "Наша компания стала использовать систему электронной регистрации с июля 2015 года, и данная система показала себя как оперативный и надежный инструмент. Мы уже зарегистрировали более 1200 объектов. По ним приняты положительные решения. В ближайшее время мы планируем подать еще 1000 пакетов документов", – поделился планами заместитель генерального директора Управляющей компании "Эталон-Инвест" Андрей Ерехинский.

Преимущества подачи документов на госрегистрацию в электронном виде очевидны: это сокращение и времени подачи документов, и сроков проведения правовой экспертизы, и административных барьеров – ведь из процесса исключается человеческий фактор. Кроме того, при подаче документов на регистрацию через Интернет физические лица получают 30% "скидку" на оплату госпошлины (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Однако Максим Смирнов признал, что механизм электронного взаимодействия еще не до конца отлажен: "Не все нотариусы заверяют документы электронной цифровой подписью, которая является обязательным условием подачи документов через Интернет. Особенно эта проблема характерна для регионов". Чтобы ускорить процесс получения электронных подписей, Росреестр открыл специализированный сертифицированный удостоверяющий центр. Сегодня на его базе уже работают 2300 точек продажи электронных подписей.

Есть и еще одна проблема регистрации прав на недвижимость через Интернет. "Не все органы власти принимают документы в электронном виде, а Росреестр направляет документы только в электронном формате. Например, паспортный стол может отказать в регистрации по месту жительства в случае предъявления выписки из ЕГРП в электронном виде. Также граждане не могут воспользоваться материнским капиталом, так как нет возможности предоставить на бумажном носителе подлинники каких-либо документов. Нельзя произвести электронную регистрацию ипотечных договоров и аккредитивов, поскольку необходимо получение согласия банков, которым нужны оригиналы договоров со штампами", – рассказал Максим Смирнов.